Александр Якименко: “Наступает время, когда образование не прекращается в течении всей жизни”

Александр Якименко, сооснователь и руководитель проекта platfor.ma, делится с MOOCology своими мыслями о будущем профессионального образования в Украине.


Саша, ты знаком с онлайн-образованием?

Да, я знаю много чудесных иностранных проектов для онлайн-образования и несколько прекрасных российский инициатив.

Назови их.

Например Coursera, эппловский iTunesU в США. Из оффлайн-инициатив можно отметить Институт “Стрелка” в Москве, Теории и Практики. В последнее время я немного скептично отношусь к онлайн-образованию, ведь мне не удалось закончить ни одного курса.

А почему?

А потому что фокус утрачивается. Это связано с клиповостью мышления, которое формируется сейчас в эпоху Интернета. 30-минутные лекции превращаются в пытку. С другой стороны, я могу поверить, что, обладая особой усидчивостью, некоторые люди доходили до последнего курса.

Как бы ты улучшил онлайн образование, которое есть сейчас? Методики, техники, стратегии?

Первое, что нужно сделать украинцам – выучить английский язык. А организации могли бы перевести лучшие курсы на украинский, русский, чтобы наши люди могли легко освоиться.

Большинство курсов созданы в Америке, создавались американскими специалистами, ориентируясь на западный мир, если мы переводим эти курсы на русский или украинский, что ещё нужно сделать?

Американский подход не всегда подходит в Украине, хотя мы и пытаемся следовать за этой частью мира. Может есть какая-то история адаптации курсов ментально…

Если в Украине создать платформу, которая адаптировала бы лучшие зарубежные курсы и создавала бы свой уникальный контент − свои курсы, кто был бы слушателем? Какова была бы аудитория?

Студентов в Украине достаточно. У нас никогда не было дефицита на людей, которых хотят развиваться. Если бы появилась такая инициатива, это было бы круто. Нам она очень нужна. Это можно сравнить с эпохой просвещения. Нам нужны западные практики. Нам нужно тянуться за мировым опытом, который успешно применен в других странах. Соответственно, нужно брать лучшее у этих людей. Делают ли они это образование платным или бесплатным? Необходимо узнать. Нужно брать и учиться.

Если делать платными такие курсы, готовы ли будут студенты этих программ платить деньги за получение этих знаний?

Все зависит от мотивации. Мне кажется, что будут готовы. Но всё зависит от того, что они получат в результате, какую перспективу они будут перед собой видеть.

Как ты думаешь, что бы они хотели получить?

Хорошее трудоустройство в финале, очень многие люди мечтают о работе в хорошей западной компании, которая придет на рынок и начнет давать рабочие места с белыми зарплатами и качественными соцпакетами…

И, допустим, наличие сертификата о прохождении какого-то особенного курса дало бы небольшой бонус или преимущество при найме на работу в эту зарубежную компанию?

Очевидно, когда ты приходишь и говоришь, что выучился в каком-то маленьком украинском университете на математика – на тебя смотрят по-одному. А когда приходишь, и у тебя есть даже онлайн-история о каком-нибудь там Йелле, на тебе уже смотрят по-другому, потому что банально о мелком региональном университете никто никогда не слышал, если ты приходишь к иностранному работодателю.

Alexandr_Yakimenko_Life_Long_Learning_2

Готов ли наш социум, наши молодые люди, наши профессионалы, корпоративный сегмент и студенты к тому, чтобы использовать этот альтернативный метод обучения? Не только онлайн, но и online в связке с offline? Или социум нужно подготовить к этому?

Потребность в образовании вообще формируется у человека на каждом этапе жизни. Больше нельзя прекратить учиться, закончив школу, университет. Мы живем во время, когда образование не прекращается никогда. На секунду остановился − всё, тебя можно сдавать в архив.

Вот к примеру в бизнесе он растет, а потом понимает, что упёрся в потолок. И тогда у него формируется осознанная потребность в образовании. И тогда он ищет. Говорить о том, что все готовы или не готовы неверно. Каждый человека на каждом этапе своей жизни чувствует или не чувствует потребность в знаниях. И мы все в определенный момент достигаем уровня своей некомпетентности. Получив новую должности ты понимаешь, что тебе не хватает знаний для выполнения той работы, которую тебе поручили. А какие эти знания будут – онлайновые или офлайновые – это не суть важно.

Ещё онлайн-курсы ломают границы. Самое важное, чего они не дают – это сообщества. После каждой образовательной программы формируются группа, которая в западном мире называется alumni. В постсоветской традиции это не так распространено. Зато в западной традиции все, что связано с сообществом, в котором ты учился, очень важно – эти люди иногда становятся твоими бизнес партнерам, а иногда даже семьей.

Какие минусы можно ещё выделить в таком типе образования?

Фокус, который утрачивается, когда ты смотришь больше 5 минут в одну точку. Не очень понятный статус сертификата, хотя я всегда ценил знания а не “бумагу“. Ты вот закончил условный “бизнес-менеджмент” и не очень ясно, настоящее ли это образование или такая себе “заочка“?

Какие плюсы в таком случае?

Онлайн привносит лучшие практики, лучшие знания, которые можно найти. Впервые в истории знания не стираются даже со смертью преподавателя. Это всегда up to date знания, они берут истоки из самых современных исследований, которые проводятся в разных сферах. Очень большой выбор. И ты не привязан ко времени – можешь учиться ночью. Можешь уровень своей квалификации повышать в удобное тебе время. Это важно для стран, в которых уровень дохода очень маленький и люди могут учиться имея всего лишь доступ к Интернету.

И классно, что вы с “Платформой” у истоков стоите…

Да, когда мы три года назад начинали, все как-то так смотрели, ниши мол нет даже…

Теперь вы родоначальник социального предпринимательства?

Ну…не знаю, наверное. Нужно чаще пропагандировать это. Обычно, когда я выступаю, я так и говорю.

Alexandr_Yakimenko_Life_Long_Learning_3

В Украине перспективно это направление?

У нас огромный образовательный рынок. Когда происходят такие социальные тектонические процессы как этой зимой, надо привносить новый опыт и практику. У нас же как раньше было – все были нацелены на прибыль, а потом случился Майдан и люди поняли, что можно жертвовать и помогать всеми своими ресурсами. Для директора молокозавода 6 ящиков молока ничего не стоит.

Появляется такая социальная культура, зарождается социальное предпринимательство. Это круто и это не означает, что в этом отсутствует бизнес-модель или оно какое-то непрофессиональное, это же просто другое. Многие думают, что если это не прибыльная модель, то это не настоящий бизнес и как-то брезгливо к этому относятся. Но, мне кажется, что такие бизнесы по сути могут как раз change the world, и вот они в тот слот идут.

Тот же Осколков-Ценципер, основатель “Стрелки”, приходил на лекцию в Пинчук Арт Центр и говорил, что “Стрелка” это жест созревших к этому бизнесменов. Он говорил, что они, бизнесмены, понимают, что не заработают на этом денег, что просто потратят 5 млн евро в год и больше их не увидят. Но они понимают, что они доросли до этого. И это – социальное предпринимательство. Хотя, обучение у них платно и бар “Стрелка” тоже не благотворительная организация, там тебе коньяк бесплатно не нальют.

Коментарів немає.

Залиште свій коментар