Западные ВУЗы массово переходят на онлайн обучение

Дистанционное обучение не было новинкой уже в первой половине прошлого века, но в последние годы на смену обучению по переписке, лекциям по радио и подобным «допотопным» способам пришли «массовые открытые онлайн-курсы» (англ. «massive open online courses», MOOC), которые позволяют всем желающим учиться у лучших преподавателей, не покидая любимого домашнего кресла, пишет об этом financial-lawyer.


Крупнейшие платформы онлайн-курсов расположены в США. Это – Coursera (объединяющая десятки вузов по обе стороны Атлантики), edX и Udacity, которые существуют не первый год и насчитывают миллионы пользователей. Курсы занимают от четырех до двенадцати недель, а отдельные уроки длятся около десяти минут. Чтобы перейти к следующей порции знаний, нужно выполнить упражнения, подтвердив закрепление изученного.

В Швейцарии пионером в этой области является Федеральная политехническая школа Лозанны (EPFL): предлагаемые ею онлайн-курсы привлекают множество желающих повысить уровень своего образования. Газета NZZ am Sonntag подсчитала, что в середине декабря прошлого года в европейских вузах были доступны 969 дистанционных курсов обучения, 54 из которых – в вузах Швейцарии (более подробную информацию по Швейцарским ВУЗам вы можете взять с этого сайта).

8c6524dd3830f736f80e31ba73e784a4

EPFL, начавшая онлайн-преподавание в 2012 году, предлагает желающим двадцать программ, при этом в настоящее время разрабатываются еще пятнадцать. Вот уже два года, как примеру EPFL последовали университеты Женевы, Лозанны и Цюриха.

В Женевском университете программа MOOC была запущена осенью 2013-го. В настоящее время можно записаться на курсы «Пути приспособления к изменяющемуся климату» и «Управление международными организациями». В ближайшие месяцы предусмотрен старт еще нескольких программ. Среди плюсов таких курсов на сайте университета отмечается, что рабочая нагрузка преподавателя не связана с количеством студентов.

Отметим, что на виртуальные курсы EPFL за два года записались 750 000 человек из разных стран мира (120 000 виртуальных студентов живут в США). При этом, несмотря на огромный успех, мнения экспертов по поводу новых дистанционных возможностей образования не совпадают. Остается открытым вопрос: каков настоящий потенциал таких занятий?

Президент EPFL Патрик Эбишер уверен, что новый способ обучения демократизирует сам процесс получения знаний, улучшает «доступ к обучению в регионах, в которых существуют серьезные инфраструктурные проблемы».

Со своей стороны, главный редактор канадского онлайн-журнала Thot Cursus, анализирующего стратегии в сфере образования, Кристин Вофре указала на то, что в самых бедных странах быстрый и постоянный доступ к интернету не всегда гарантирован, что сильно затрудняет для местных жителей участие в виртуальных курсах.

Другая неутешительная новость: по окончании MOOC никто не выдаст студенту диплома. Говоря об этой проблеме, представитель EPFL Лионель Пуса подчеркнул в интервью газете 24heures, что для повышения качества курсов некоторые университеты разрабатывают новые варианты – например, приглашать в конце программы учащихся к себе, чтобы они могли сдать настоящий экзамен, стоимость которого измеряется несколькими десятками долларов.

eLearning-product2

Со своей стороны, EPFL готовит виртуальные уроки и для реальных студентов (которые получают знания на дневной форме обучения), но, разумеется, в конце обучения их ждут серьезные экзамены.

В Федеральной политехнической школе Цюриха на сегодня доступны лишь три онлайн-курса. Лино Гуццелла, приступивший к исполнению обязанностей президента учреждения с начала этого года, подчеркнул, что высшее учебное заведение должно учить думать, для чего непосредственное общение с преподавателями играет важнейшую роль.

Несмотря на то, что на онлайн-курсы записывается много слушателей, заканчивают их далеко не все. Объясняя это явление, директор действующего в EPFL центра образования в цифровую эпоху Пьер Дилленбур отметил в интервью Швейцарской телерадиокомпании (RTS), что учиться самостоятельно всегда труднее, чем быть студентом-очником, так как приходится самому себя контролировать.

Кроме того, часть пользователей заходят на такие курсы для поиска информации, как в Википедию, другие, например, смотрят видео только из пятого и шестого уроков, так как они прошли курс раньше, но его структура и наполнение с того времени изменились.

Это отражает другую положительную тенденцию – запущенные во всемирной сети образовательные программы находятся в постоянном развитии, авторы все время их улучшают, чтобы их смогли усвоить как можно большее число студентов.

1030259-12-20150808122138

Преподаватель социологии Лозаннского университета Франческо Панезе подчеркнул, что виртуальное обучение помогает преподавателям не повторять одно и то же из года в год (особенно преподавателям точных наук), а также в корне меняет схему образования: раньше нужно было идти на лекцию, а дома делать домашнее задание, а теперь дома можно послушать лекцию и придти к преподавателю непосредственно на практическое занятие.

По поводу окупаемости онлайн-курсов он заметил, что речь идет о «законе больших чисел в экономической науке». Если на курс записались 100 000 человек, и только 10 000 его закончили и получили сертификат, сдав платный экзамен, то можно считать бизнес-план выполненным.

Социолог отметил, что не считает вероятным вытеснение очной формы обучения онлайн-курсами. Как компьютеры до сих пор не вытеснили из жизни бумагу, так и очная форма обучения останется более предпочтительной для дисциплин, в которых необходимы живое обсуждение и постоянный обмен мнениями.

Коментарів немає.

Залиште свій коментар