Вечная школа

Почему вдова Стива Джобса Лорен объявила в США конкурс с призовым фондом $ 50 млн на лучший проект новой супершколы?

Почему Финляндия, имеющая одну из самых качественных образовательных систем в мире, запустила очередной реформаторский проект под названием HundrED, ориентированный теперь на глобализацию и будущие сто лет?

Почему об образовании говорят везде и все: от Центральноафриканской Республики до Сингапура, на Всемирном экономическом форуме в Давосе и кухне в троещинской многоэтажке, родители, бизнесмены, политики и ученые? Об этом пишет nv.ua.


Потому что, как писал Томас Фридман в своем мировом бестселлере

Мир плоский, слияние двух определяющих тысячелетних процессов — технологической революции и глобализации — привело к тому, что впервые в истории человек как индивидуум может действовать глобально.

До недавних пор это была привилегия государств и корпораций, но теперь — возможность каждого.

Еще одна причина: мир больше не заинтересован в среднем уровне квалификаций и услуг. А значит — и в среднем уровне образования. Конечно, государствам и большим корпорациям выгодно, чтобы люди были научены стандартным правилам сожительства и продолжали как можно больше потреблять. Но средний уровень образования уже не обеспечит средний уровень жизни, как это было раньше.

Компьютеры, машины и роботы уже сегодня справляются со многими задачами гораздо лучше людей, а дальнейшая технологическая революция вместе с развитием интернета вещей и искусственного интеллекта откроет еще больше возможностей для качественного и быстрого (по сравнению с человеком) выполнения физических и умственных заданий.

Saunalahti school in Espoo, Finland Photo by Andreas Meichsner for Verstas architects

Лучший способ прогнозировать будущее — создавать его таким, каким мы хотим видеть его сами

Эти четыре тенденции — революционная автоматизация, развитие искусственного интеллекта, интернета вещей и социальных машин — движущие силы, которые уже сегодня меняют экономические отношения, уничтожают одни профессии и создают другие, бросая вызов человечеству.

На фоне происходящего возникают два важных вопроса: что нам остается делать в будущем и кем нам остается быть? Поиск ответов вызывает еще больше вопросов. Но это естественный процесс, благодаря которому нередко происходят настоящие открытия и появляются не только новые технологии, но и новая философия.

При этом очевидно, что роль образования становится еще важнее и определяющей. Она всегда была такой, но еще никогда ранее не было столь четкого осознания критичности не просто образования, а учебы в течение всей жизни.

Шесть из десяти учеников, отправившихся в этом году в школу, через 20–30 лет будут работать в профессиях, которых сегодня еще нет. Только вдумайтесь в это, и станет понятно, что пора вести речь не о создании новой системы образования, а о расширении парадигмы образования, постоянных изменений и совершенствования.

Будущее образования — не в новой системе. Какой бы продвинутой она ни была в момент создания, со временем она устареет. Будущее — в эффективной и гибкой мозаике образования со смешанным офлайн и онлайн-обучением. В равноправном объединении формальной системы с неформальными и информальными форматами. В нелокальном процессе обучения не только в пределах одного города или страны, но и с региональными и глобальными тематическими классами и проектными группами обучения.

image003

Кроме таких очевидных навыков XXІ века, как цифровая, финансовая, языковая и предпринимательская грамотность, а также развитые навыки мышления, в будущем важна глобальная и гражданская грамотность. Речь идет об умении понимать другие культуры и религии, сотрудничать с носителями отличной от твоей самоидентификации; осознании своих гражданских прав и обязанностей, а также восприятии демократии в первую очередь в качестве лаборатории постоянного обучения и улучшения взаимодействия между людьми.

Что же на фоне этих вызовов делать нам в Украине, здесь и сейчас?

В первую очередь уяснить, что ни одно государство не в состоянии самостоятельно провести реформу образования. Это задача для всего общества. Государству необходимо лишь создать возможности для реформирования. Дальше дело за прогрессивными педагогами, социально-ответственным бизнесом, родителями и детьми. Затем на основании лучших примеров трансформируется и сама система.

513400

В Украине уже начался этот процесс. Достаточно привести в пример такие инициативы, как Prometheus, EdCamp, Про.Світ, Академия лидерства, школа Афины, School Angels. Осталось дать им и многим другим внутри и вне системы свободу в распространении лучших практик на всех уровнях и во всех формах без препятствий, которые создают, как правило, бюрократия, равнодушие и популизм.

Пройдет немного времени, и благодаря технологиям и действиям образовательных предпринимателей самый качественный учебный контент будет доступен всем, как электроэнергия или мобильная связь. И выиграют страны, поставившие на производство четырех инноваций,— контекста, мотивации, управления и пространства.

Лучший способ прогнозировать будущее — создавать его таким, каким мы хотим видеть его сами. Если считаем, что способны на это или неспособны, в обоих случаях — мы правы. Здесь вопрос выбора. И выбор — за каждым из нас.

Коментарів немає.

Залиште свій коментар