“Треугольник смерти” украинского образования

Library filer dated 04/07/2002 of university students at their graduation ceremony. A third of university graduates are in jobs that do not need a degree, according to figures published today. PRESS ASSOCIATION Photo. Issue date: Sunday July 23, 2006. Many are stacking shelves, washing dishes or working in bars, figures prepared for the Press Association by the Higher Education Statistics Agency (Hesa) showed. See PA story EDUCATION Graduates. Photo credit should read: PA.

Про стратегию выхода из “треугольника смерти” рассказывает Иван Примаченко на своей страничке Facebook.


Предельно упрощая, проблемы украинского образования можно свести к тотальной нехватке 3 ресурсов: достаточного количества высококвалифицированных преподавателей/менеджеров, отсутствию денег и времени на изменения.

Эти три ключевые проблемы образуют “треугольник смерти” украинского образования и цель любой серьезной реформы должна состоять в том, чтобы вырваться из этого “треугольника” на оперативный простор стремительного развития.

Безусловно, в Украине есть преподаватели и менеджеры образования мирового уровня, но их критически не хватает. Они скорее исключения из правил, фанатики, в хорошем смысле этого слова. Чтобы системно нанимать высококлассных специалистов или обучить их с нуля не хватает денег: на зарплаты сравнимые с теми, что платят в приватном секторе, на радикальное реформирование педагогических вузов и так далее.

800px-economics-class-feature

Наконец, как показывает вся современная история Украины, у нас может просто не быть десятилетий на проведение медленных консервативных реформ образования – серьезные успехи в этой сфере жизненно нужны стране в ближайшие 5 лет.

Пока мы не выработаем стратегию выхода из “треугольника смерти” все остальные реформы образования либо малоэффективны либо бесполезны вообще. Даже самые правильные инициативы, как недавняя идея нового министра образования о введении уроков предпринимательства в школе, оказываются обречены еще до начала их реализации.

Где мы возьмем тысячи учителей, которые могли бы качественно обучать школьников предпринимательству? За какие деньги мы привлечем людей из бизнес-сферы или переобучим учителей для этого нового предмета? Сколько лет (десятилетий?) понадобится на то, чтобы запустить этот проект по всей стране? Даже лучшие идеи обречены, попав в “треугольник смерти”.

Существует ли выход из сложившейся ситуации? Существует и имя ему “смешанное обучение”: интеграция массовых онлайн-курсов в учебный процесс университетов и школ. В этом формате лекции заменяются на видеолекции лучших преподавателей страны, текущие задания выполняются студентами онлайн, а рядовые вопросы решаются на форуме массового онлайн-курса.

d0odcksy361853

В офлайне остаются те формы работы, которые нецелесообразно переносить онлайн (семинары, физические лабораторные и т.д.), индивидуальное общение преподавателя со студентами и финальный контроль (модули, зачеты, экзамены). Такой формат уже доказал свою чрезвычайную эффективность на Западе (прирост учебных результатов до 30%), а в Украине, где между лучшими и средними вузами настоящая бездна, смешанное обучение имеет просто невероятные перспективы.

И главное, смешанное обучение является настоящим антидотом от трех главных проблем украинского образования: с помощью массовых онлайн-курсов мы можем “масштабировать” лучших преподавателей на всю страну и сделать обучение у них доступным каждому, а производство таких курсов сравнительно недорого и занимает считанные месяцы.

Развертывание реформы “смешанного обучения” будет происходить в сети уже существующих университетов и школ и станет органичным дополнением и радикальным оздоровлением существующей системы.

Уже этой осенью Prometheus и несколько ведущих украинских вузов запустят пилотный проект смешанного обучения в своих кампусах. Нет сомнений, что, как и на Западе, пилот окажется успешным. Превращение пилотного проекта в полноценную национальную реформу образования окажется в руках Министерства, комитета парламента и самих вузов. Решатся ли они на по-настоящему радикальную реформу? Как всегда, зависит от нас: если у общества будет запрос на эту реформу, то и власть возьмется за нее. Если об этом будут говорить, если это будет на слуху в Фейсбуке и СМИ, то есть хорошие шансы. Пора начинать.

Коментарів немає.

Залиште свій коментар