Неформальному образованию в Украине быть

В отличие от других профессий, специалисты IТ-отрасли, не выезжая из страны, сумели получить не только хорошее образование, но и престижную работу. Но как быть выпускникам других специальностей при поиске своего места? Пробует найти ответ business.ua.


В исследовании этого вопроса стоит обратиться к истокам, а именно к отечественной системе образования. В последнее время в ней наблюдаются позитивные изменения. На примере программ «Горизонт 2020» и «ЭРАЗМУС+» можно увидеть направленность Украины на европейские стандарты и попытки усовершенствовать образование как точечно, так и глобально. Единственная проблема, которая еще требует серьезной доработки, – практическая ориентированность обучения, а также адаптивность образовательной системы к быстро меняющимся запросам рынка.

horizon2020_0_5682_1

Бизнес, устав ждать обновления системы обучения, стал выдвигать свои инициативы, проводя лекции и мастер-классы для выпускников и студентов на предприятиях. Украинские студенты также не растерялись, и в поисках лучшего образования находят варианты, предлагаемые за рубежом.

Статистика показывает, что только за 2015 г. более 8000 студентов уехали на обучение в Польшу потому, что там предлагаются доступные условия обучения (стоимость 1000 – 2000 евро в год) и трудоустройства. Помимо этого, Польша активно внедряет программы по привлечению украинских студентов и делает обучение бесплатным для тех, кто показывает лучшие результаты на вступительных экзаменах и знает польский язык.

Backpacking tourists looking at a travel guide book

Это способствует тому, что мы теряем интеллектуальный потенциал. Даже если специалисты возвращаются с приобретенными знаниями в Украину, они сталкиваются с проблемой: из-за своего высокого уровня они составляют конкуренцию руководящим работникам, которые не хотят потерять свои места.

Второй проблемой является то, что специалист, подготовленный старой образовательной системой, приступая к работе на предприятии, не видит своей конечной цели на этом предприятии. Это обусловлено тем, что полученный багаж знаний не позволяет мыслить шире и понять, чего сотрудник хочет и может добиться.

Совершенно иную картину мы видим в европейской системе образования, где обучение нацелено на развитие soft skills – навыков, позволяющих на протяжении всей профессиональной жизни не только работать на высоких должностях, но и быстро адаптироваться к новым требованиям. Приобретая эти навыки, из образовательного учреждения выходит специалист, который в любой ситуации будет востребованным и сможет с лёгкостью адаптироваться к новому виду работ.

soft-skills-training

В результате этих тенденций, с 70-х годов ХХ в. европейскую академическую систему образования дополняет поддержка и признание результатов неформального образования, позволяющего приобрести дополнительные компетенции вне традиционных академических заведений. Например, на рабочем месте, а также посещая тренинги, принимая участие в проектах. К примеру, в Германии студенты 30% своего времени проводят в аудитории и, уже начиная с перового года обучения, посвящают 70% практике на предприятии.

В Украине тема неформального образования начала подниматься только недавно, когда бизнес обнаружил серьезный дефицит квалифицированных сотрудников. Решением стало создание образовательных проектов на базе европейских стандартов и запуск массы программ дистанционного обучения.

Одним из таких проектов стал Ukrainian New Generation University. Инициатива нацелена на то, чтобы максимально сохранить баланс обучение-практика, а также предоставить молодым специалистам возможность пройти стажировку в компании и применить полученные навыки на практике. Программа обучения включает в себя обучение soft skills или т. н. навыкам результативности.

По сравнению с обычным дистанционным, во время обучения по программе Ukrainian New Generation University молодой специалист закрепляет теоретическую часть практическим опытом. Всего за 9 месяцев «рождается» новый, конкурентоспособный и востребованный специалист.

1381139321_1380869198_img_0104

Из этого следует, что теоретическая и практическая части образования синтезируются только в связке с бизнесом, позволяя преодолеть разрыв между запросами работодателей и качеством знаний молодых специалистов. Благодаря этому у студента формируется понимание полного цикла работы предприятия, а также тонкостей своей профессиональной сферы. Как результат, появляется возможность не только быстро приобрести необходимые для работы навыки, но и сразу применять их в реальных производственных процессах.

Коментарів немає.

Залиште свій коментар