Дополнительное образование: онлайн против оффлайна

Ведущая авторских музыкальных курсов Ляля Кандаурова на страницах «Сноб» делится своими мыслями о том, что знания сегодня можно выбирать, как товар в магазине.


Подходов к получению дополнительного образования несколько, и все они достаточно очевидны: есть научно-популярная литература, специализированные журналы (особенно если вы читаете на иностранных языках) и, наконец, лектории и отдельные лекции, очень распространенные у нас сегодня.

Лекции могут быть онлайновыми, со всеми сопутствующими плюсами — возможностью отмотать, поставить на паузу, обратиться к той же теме, но к другому лектору. К тому же это бесплатно, и выбор велик.

Лекции также могут быть очными: с ними всегда сложнее, потому что на них еще нужно выбраться, но они привычнее человеку, который воспитан на классической системе образования, и вдобавок они включают очень важный компонент: личное обаяние лектора, его увлеченность предметом. Эти вещи с трудом передаются через экран, в интернет-лекциях их нет. Именно поэтому бывает непросто удерживать внимание, когда их смотришь.

Но тут есть важный нюанс: в офлайне вы тоже можете встретить нехаризматичного лектора. Да, в идеале просветительские лекции читают высокопрофильные профессионалы, например, ученые, которые хорошо знают свой предмет и увлечены им; но они не обязательно занимаются преподаванием и далеко не всегда умеют хорошо и ярко говорить на публике.

inside

Это справедливо в отношении представителей и точных, и гуманитарных наук: владение своим предметом не обязательно совпадает с желанием и умением увлечь неподготовленную публику. Это существенный недостаток лекционного формата в целом.

На мой взгляд, лекциям действительно нужно быть увлекательными, поскольку их основная функция — не провести ликбез, а рассказать слушателю про многообразие точек зрения на то или иное явление.

За полтора часа можно по-настоящему обсудить не саму тему, а то, как далеко можно забраться, задавая самому себе разнообразные вопросы, и как это занимательно. Пересказ фактов — важный компонент, но вторичный. Тут я могу судить по себе: мне кажется, что классическая музыка доступнее абсолютно «нулевому» слушателю, чем, например, математика, физика или генетика.

И все же то, что приходит ко мне в качестве обратной связи, показывает, сколь ничтожно малый процент собственно знаний удается передать. Сначала я очень расстраивалась, но потом поняла, что все равно достигаю своей цели, пробуждая в человеке желание узнать больше: как минимум сходить на концерт или просто послушать музыку, вооружившись каким-то новым слухом.

Есть еще одна тенденция: когда я говорю «лекции», в голове у слушателя возникает стандартный формат публичных лекций, который существует очень давно. Но сегодняшние лекции могут заметно отличаться. Это происходит по разным причинам, в том числе благодаря существованию интернета. Их можно делать более интерактивными, активнее вовлекать и развлекать слушателя.

bednyy_student_01

Например, сейчас стали востребованы не просто лекции, а некий образовательный туризм: люди куда-то едут и там получают и экскурсию, и лекцию, и культпоход в виде оперы или музыкального фестиваля — и все это увязано в одну программу. Я бы даже сказала, что тут встречаются две тенденции: делать дополнительное образование более интерактивным и превращать отпуск в нечто более насыщенное и созидательное.

Кому-то скучно просто валяться на пляже и даже ходить с аудиогидом по музею тоже скучновато. Всегда интереснее, когда с тобой рядом — увлеченный человек «в теме», который готов тебе рассказывать, настраивать тебя на новое, готовить тебя, как тренер. Я примеряю это на себя, думая про что-то, в чем я не разбираюсь толком, и мне кажется, это должно быть ужасно увлекательно. Еще важно, что это дает ощущение чего-то конструктивного: ты понемногу себя улучшаешь, а еще путешествуешь — сочетание отдыха и смысла. Вероятно, это связано с тем, что круг интересов у человека в среднем стал шире.

Появилось ощущение, что ты можешь выбирать знание, как в магазине; в чем-то оно иллюзорно, и процесс останавливается на развлекательной стадии, но в чем-то — нет, и это важно.

Даже в профессиональном смысле людям приходится гораздо чаще переключаться между разными профилями. Стало труднее ответить на вопрос «Кем я работаю?», это выливается в пространный рассказ о себе, в то время как люди старшего поколения отвечают на этот вопрос одним-двумя словами. Жизнь как будто проходит на бо́льших скоростях, и ты оказываешься способен пропустить через себя больше информации. В конечном итоге это позволяет гораздо больше воспринять и более точно выбрать, что из этого твое, а что — нет.

При этом было бы неверно считать, что это затрагивает только молодых людей. Я вижу, что на лекции приходит все больше людей пожилого возраста. Несколько лет назад, когда я начинала, в аудитории были в основном студенты или те, кто недавно закончил учиться. Это отдельная категория людей, слушатели 25+, которые долго ехали по образовательному конвейеру, а когда он закончился, начали отчаянно по нему скучать. Их приходило очень много, они всем интересовались, у них была еще сильная привычка к обучению и хорошая инерция в этом смысле — в общем, самая благодарная аудитория.

А сейчас чем дальше, тем чаще я вижу в зале людей, годящихся мне в родители и старше. Как правило, они приходят услышать что-то, что уже и так знают, но рассказанное с определенной свежестью, молодостью и драйвом, их умиляет возраст лектора, они хорошо интеллектуально подготовлены, с радостью начинают кивать, когда слышат что-то знакомое, они настроены на дискуссию.

Это совсем другая, в чем-то сложная, но очень приятная и благодарная аудитория, которая требует особого подхода. Может быть, в других темах иначе, я могу рассуждать только о музыке, а подход к музыкальному образованию в Советском Союзе был построен немного иначе, чем сейчас: люди чаще слышали и поневоле лучше знали музыку — пусть дозированно, пусть одну и ту же; но повсеместно были распространены кружки, хоры, ДМШ, больше людей в среднем знали некие базовые вещи, хотя бы потому, что видели осточертевшие балеты по телевизору.

Коментарів немає.

Залиште свій коментар