Домашнее задание. Какое будущее ждет онлайн-курсы

Онлайн-курсы набирают популярность в мире. Часто о них говорят, как о новом этапе в образовании. Но прогнозы об их будущем различаются – от дополнительного инструмента для непрерывного саморазвития до полноценной замены классического кампусного образования. Эксперты сходятся во мнении, что онлайн-курсы делают знания доступнее, качественное образование теперь могут получить не только. Сообщает Лига. Бизнес.


Украинские пользователи часто прибегают к помощи международных онлайн-курсов. “И английский можно подтянуть, и новые знания получить” – такая мотивация привлекает большинство людей, владеющих английским. У таких гигантов, как Coursera и EdX, все лекции идут с субтитрами на разных языках, иногда включая украинский и русский.

В то же время международные платформы совершенно не мешают развитию украинских проектов. Первопроходцы в этом деле выигрывают за счет локализации контента, актуальных для украинцев тем и привлечения местных специалистов. Украинских платформ пока немного, но они очень быстро развиваются.

Мы опросили представителей украинских онлайн-проектов об их достижениях и о том, каким будет онлайн-образование в будущем.

Иван Примаченко, сооснователь платформы массовых бесплатных онлайн-курсов Prometheus

primachenko

С прошлой весны количество зарегистрированных на Prometheus слушателей увеличилось в 4 раза – до 220 000. На сайте уже размещено 33 курса, в ближайшее время появится много новых.

Самые популярные курсы

  • Основы программирования (CS50 Гарвардского университета в дубляже на украинский язык) – 60 000 слушателей;
  • Основы тестирования программного обеспечения;
  • Как создать стартап;
  • Бизнес-английский;
  • Финансовый менеджмент.

Украинская аудитория нашего проекта, конечно, основная – почти 95% слушателей.

Отличия платформы

Курсы на Prometheus читают преподаватели вузов, компаний и общественных организаций: от легендарного преподавателя Украинского католического университета Ярослава Грицака до Сергея Лещенко. Также мы изначально стремимся к созданию не отдельных курсов, а циклов курсов и их интеграции в университетский учебный процесс с помощью смешанного обучения.

Куда идем?

Я считаю, что будущее за смешанным обучением: сочетанием лучшего онлайн- и офлайн-образования.

В этом формате студенты смотрят лекции и выполняют задания лучших преподавателей страны и мира онлайн, а вживую участвуют в семинарах, физических лабораторных работах, получают индивидуальную обратную связь от преподавателя в своем университете и проходят финальный контроль. Такой формат обучения уже успел показать фантастическое улучшение учебных результатов.

Татьяна Ефименко, директор онлайн-платформы EDUGET

1

Проект мы запустили 4 сентября прошлого года, сейчас у нас более 40 000 пользователей в месяц. На платформе 63 курса и 38 тестов, количество растет каждую неделю.

Мы начинали с ПроЗНО (курс подготовки к сдаче Внешней независимой оценки знаний). Сейчас это самый популярный курс за весь период работы проекта. Развиваем профессиональные курсы – как платные, так и бесплатные.

Самые популярные связаны с IT, личным и профессиональным развитием:

  • Курс маркетинга интернет-проектов “Маркетинг в муравейнике” от Эльдара Нагорного;
  • “Как выступить круто и выглядеть уверенно” от Людмилы Ганецкой и Алины Петренко
  • Тест профессиональной ориентации HILL INTERNATIONAL.

Кроме того, много пользователей у курсов по изучению Excel, английского языка. Интерес к программам личностного роста и собственного психологического развития показывает, что наши пользователи хотят не только профессионально развиваться, но и быть физически и эмоционально здоровыми.

Пока мы работаем только на Украину (99% пользователей), но собираемся активно выходить на международный рынок и привлекать аудиторию зарубежных стран.

Отличия платформы

Мы специализируемся на коротких и обязательно практических курсах. У нас нет задачи потратить время пользователя, мы хотим, чтобы после каждого курса человек получил что-то полезное и нужное. При этом тематика курсов может быть любой.

Главное, чтобы она была связана с нашей аудиторией, а наша аудитория – это люди, для которых образование – стиль жизни, бесконечный и увлекательный процесс.

Куда идем?

Онлайн-курсы, безусловно, будут развиваться. Это мировой тренд. Классическое образование, которое люди получали на протяжении нескольких последних веков, теряет свои позиции. Мне очень близки взгляды Митио Каку – постоянное самообразование без дипломов, но с сертификатами на соответствие должности или специальности. Образование будущего – это образование понимания, а не запоминания.

Илья Филиппов, эксперт по дистанционному образованию ОБСЕ, EdEra

10592613_547968758666889_6784608488021202893_n

На проекте EdEra за время существования было реализовано два направления. Онлайн-курсы стартовали полтора года назад, сервису интерактивных онлайн-конспектов уже полгода. На платформе курсов выполнено около 90 000 заданий. На платформе интерактивных учебников просмотрено более 160 000 страниц, средняя продолжительность пребывания на странице – 3,5 минуты.

Помимо этого, пользователи вовлекаются на низовом уровне, который нельзя измерить показателем “количество на платформе”. Такое случается, когда преподаватели используют материалы EdEra для сопровождения лекций в своих классах, реализуя смешанное обучение.

На данный момент на платформе доступны 9 программ. Самыми популярными оказались языковые курсы: украинский и английский. Дальше – история Украины, математика, физика, география, биология. Наша аудитория в среднем на 92% – украинские пользователи.

Отличия платформы

Изначально мы разработали курсы для средней и старшей школы. Позже стали работать с разными организациями и компаниями, создавая для них образовательный контент или IT-решения. Мы работаем над курсами для судей ОБСЕ, курсами для образовательных IT-компаний, над сериями образовательных роликов различной тематики.

EdEra – это в первую очередь некая лаборатория по созданию образовательных решений. У нас нет материалов, разработанных на стороне. Нам интересно экспериментировать с форматами подачи материала и создавать комплексные программы.

Так, собственно, родилась идея комплексного подхода к изучению дисциплины с помощью курса и сопутствующей книжки на платформе EdEra Books. Причем и тем, и другим сервисом можно пользоваться отдельно, но применение их в симбиозе дает сильные результаты. А когда нам перестало хватать видеоэкспериментов по физике, мы взялись за лабораторные работы в дополненной реальности. В ближайшем будущем мы запускаем первые курсы и онлайн-учебники для широкой аудитории. Выходим за рамки школы.

Куда идем?

Без сомнения, онлайн-курсы значительно расширяют образовательные возможности. Порог входа в онлайн-курсы гораздо ниже, чем в традиционных учреждениях. Это касается и финансового, и территориального признака.

Но я считаю, что онлайн-образование – это скорее эффективное дополнение, нежели полноценная замена (например, смешанное обучение). И когда говорят, что CodeSchool может гораздо лучше обучить программированию, нежели вуз, то это проблема низкого уровня вузов, а не доказательство замены традиционного образования.

Если же говорить об основных направлениях развития онлайн-образования в мире, то оно стремится к персонификации и подбору индивидуальной траектории изучения дисциплины.

В Украине есть преграды развитию онлайн-образования. Из важных моментов я бы выделил веру и мотивацию. Вера в то, что онлайн-образование работает. Консерватизм и отторжение новых технологий – это, увы, характерная черта нашей педагогической школы.

Но это вопрос времени. Мотивация – гораздо большая проблема. В этой связи мне запомнился неутешительный тезис Марка Уорфорда из государственного колледжа Баффало (США), который изучал статистику платформ массовых онлайн-курсов: “Кто учится плохо, в онлайне учится еще хуже. И наоборот”. Борьба за мотивацию студентов онлайн-курсов – первоочередная задача в технологическом и методическом плане

Коментарів немає.

Залиште свій коментар